Помню как 5 лет назад в порыве чувств, переполняющих меня за гордость включения в Заключительный этап Всероссийской олимпиады по математике авторской задачи Кунгожина Медеубека, я написал следующую статью «Композиторы задач». К сожалению, тот интернет ресурс обновился, и статья там исчезла, но она сохранилась на моем стареньком ноутбуке! Хотел бы ее обновить и опубликовать с новыми успехами казахстанских авторов, но под другим названием. Название данной публикации решил позаимствовать со следующей статьи российского журналиста, после его прочтения, рассказывающая, в том числе, об основателях Яндекса. Кстати, они являются выпускниками РФМШ им. Жаутыкова.
Позвольте провести параллели к нашей деятельности (занятия олимпиадами) с музыкальным искусством: Имеются виртуозные исполнители музыкальных произведений, также и у нас имеются «звери» по решению сложных задач. Их имена известны специалистам и современникам. Но имена великих композиторов (Моцарт, Бах, Құрманғазы, Тлендиев, Қалдаяқов) слышал любой обыватель. К сожалению, мы не всегда знаем авторов задач, но хорошие задачи кочуют из книжки в книжку и становятся фольклорными.
Ранее (12-20 лет назад и, к сожалению, не сейчас) я имел опыт составление заданий на Областные и Республиканские олимпиады. Вот как примерно это было: собиралась группа из 2-5 человек и 1-2 раза в неделю за месяц перед олимпиадой обсуждала задачи, решения, формулировки задач. Признаюсь, что около 80% задач были взяты из других олимпиад и может немного переделанными, и только порядка 20% являлись авторскими.
Мне посчастливилось в ноябре 1998 года сопровождать наших кандидатов в сборную на сборы российской команды в г.Долгопрудный под Москвой. Конечно, мы были поражены уровнем российских школьников (только один из наших ребят смог опередить одного из 17 российских школьников). Но больше всего меня поразила работа Методического совета по составлению задач (параллельно со сборами и еще около недели после группа из 15-20 математиков со всех регионов России составляла текст Всероссийской олимпиады). Если кто видел сборники Всероссийской олимпиады, то не мог не заметить, что все задачи – авторские, а сами задачи – лучшие произведения нашего искусства.
Хочется отметить, что казахстанские авторы задач Медеубек Кунгожин и Ким Андрей входили в состав этой комиссии, во время их обучения в Москве.
В последние годы и у нас, благодаря энтузиастам, развитию и проведению международных олимпиад, ситуация значительно улучшилась. На областных и республиканских олимпиадах почти все задачи авторские. Проведение Международной Жаутыковской олимпиады просто обязывает нас иметь новые задачи, при этом к составлению задач привлекаются и иностранные специалисты. Многие знают, что последние годы задачи Математической олимпиады «Шелковый путь» (МОШП) составляет Казахстан. Нашей стране было доверено стать страной-координатором Азиатско-Тихоокеанской математической олимпиады (АТМО) 2012-2015 годы. Здесь нельзя не отметить координаторов этих олимпиад, авторов красивых задач: старейшины казахстанского олимпиадного движения Байсалова Ержана Рахметтоллаевича, а также Елиусизова Дамира Аскаровича, Васильева Антона Николаевича, Сатылханова Каната. К стати, Антон один из немногих казахстанских авторов, чьи задачи попадали в так называемый «International Mathematical Olympiad Shortlisted Problems».
Но казахстанские математики могут гордиться и тем фактом, что теперь мы можем даже экспортировать задачи. Задачи Кунгожина Медеубека регулярно попадают на Заключительный этап Всероссийской олимпиады математике, Олимпиаду имени Шарыгина, Олимпиаду имени Эйлера, АТМО, МОШП и даже один раз на Romanian Masters, которая превосходит по сложности Международную математичскую олимпиаду (IMO). Часть задач Медеубека можно найти по ссылке. На финале всероссийской олимпиады, а также в известном журнале «Квант» были также задачи Ильясова Сакена, молодого автора олимпиадных шедевров.
Если говорить о последних успехах казахстанских авторов-школьников, то можем отметить задачу ученика 10 класса Лицея №134 г.Алматы Зиманова Темирхана, которая в соавторстве с Павлом Кожевниковым была предложена для 10 классов на Региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2016 года. А очередная задача Кунгожина Медеубека в этому году была предложена под номером 8 на Заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2016 года, с которой справились на олимпиаде только два школьника.
Надеюсь, что данная публикация побудила некоторых любителей решения задач проявить также и композиторский талант. Может быть, у кого-то уже имеется несколько авторских задач, которые не было случая представить широкой публике. Еще раз отмечу, что сейчас я не принимаю участия в подборе задач на Республиканские олимпиады, но могу передать их на суд нашего методбюро. Если они посчитают ее достойной, то могут включить в Районную, Областную или Республиканскую олимпиады. А может мы ее увидим на Жаутыковской, МОШП, АТМО или даже IMO. Пишите мне напрямую (kalmas@mail.ru).